Человек способен анализировать события и эмоции, которые переживал в определенный момент, что отличает его от животных. Правильное восприятие может помочь человеку, а неправильное — стать причиной депрессий.
Содержание
Что такое рефлексия
Рефлексией принято называть размышления человека о собственных чувствах и эмоциях. На этом процессе основан анализ действий и причин, что побуждает человека разговаривать с самим собой. Впервые о том, что такое понятие, как рефлексия, способно оказывать влияние на людей, заговорили античные философы. Сегодня рефлексия в психологии и педагогике продолжает активно изучаться.
Виды рефлексии
Принято использовать масштабную классификацию, в которой отражены все виды рефлексии по приемам познания окружающей действительности.
- Коммуникативная. Позволяет человеку критически оценивать действия и реакции, которые они вызывают. Анализ приводит к формированию объективного представления о связи в социуме.
- Личностная. Рефлексия, которая считается внутренней и позволяет человеку оценивать себя и свой образ жизни — привычки, установки, взгляды и способности.
- Интеллектуальная. Предполагает тщательное обдумывание существующей проблемы. Всегда есть исходная точка и то, что следовало за ней. Могут выделяться положительные и отрицательные факторы.
Разнообразие видов и форм рефлексии в психологии позволяет проводить оценку в различных условиях. Такой процесс может быть социальным, когда происходит анализ человека, или научным, когда выясняются методы познания.
Функции рефлексии
Основная цель процесса состоит в том, чтобы помогать человеку формировать представление об окружающей действительности — оценивать собственные психологические или профессиональные навыки. Если человек распознает бесполезные или опасные шаблоны взаимодействия с социумом, можно считать, что он рефлексировал.
У данного процесса есть несколько полезных функций:
- развитие критического мышления;
- формирование структуры и классификации собственных мыслей;
- освобождение сознания от ненужных мыслей;
- шанс понять ошибку из прошлого и проработать ее;
- правильное переживание собственного опыта.
Примеры рефлексии в жизни
У каждого человека индивидуальное восприятие действительности, поэтому может отличаться и тип первичной рефлексии. Связано это с деятельностью, особенностями прошлого и способностью здраво оценивать происходящее. Рефлексию часто можно встретить в следующих случаях:
- познание себя — личностная;
- работа над поставленной задачей, анализ целей и решений — интеллектуальная;
- понимание поступков других людей — коммуникативная или социальная;
- разбор научной теории — научная.
Рефлексия как психический процесс
В психологии отмечается частое использование слов, корень которых совпадает со словом “рефлексия”. Термин происходит от латинского “reflexus”, что означает “отраженный”. Рефлекс, с точки зрения психологии, считается ответной реакцией организма на любое взаимодействие. Этот процесс отличается осознанием и требует интеллектуальных усилий. Происхождение термина связано с другим латинским словом — “reflexio” или “оборачивание”.
Методы рефлексии в психологии
- “Карусель”.
Метод предполагает ежедневное знакомство с разными людьми. Помогает развить навыки рефлексии в области социума. После встречи и разговора с незнакомцем важно оценить свои действия и ощущения.
- “Без маски”.
Для использование данного метода рефлексии требуется отказаться от скованности и рамок. Он предполагает проявление искренности. Выполняется упражнение следующим образом — человек получает карточку, на которой есть только часть высказывания или мысли. Задача — продолжить ее.
- “Автопортрет”.
Для выполнения нужно представить, что предстоит пойти на свидание с незнакомым человеком. Для этого требуется описать себя в деталях — не только внешние особенности, но и характер, манеру общения.
- “Качества”.
Данный метод предполагает выделение положительных и отрицательных качеств. Можно взять лист бумаги, разделить его на 2 части и в каждой выписать плюсы и минусы. Оценивать каждое качество можно по 10-балльной шкале.
Для чего нужна рефлексия и ее значение в жизни человека
Способность рефлексировать позволяет определить собственные желания человека. Учеными доказано, что совпадение сознательных целей и бессознательных мотивов делает человека счастливее. Есть и другие факторы, которые объясняют, для чего в жизни каждого нужна рефлексия:
- контроль мышления;
- оценка обоснованности действий;
- определение скрытых навыков и их использование в жизни;
- устранение нерешительности;
- определение шаблонов поведения.
Особенности и этапы развития рефлексии
Разграничение этапов рефлексии позволяет понять, как становится личность человека. Правильное протекание процесса позволяет в старшем возрасте рационально оценивать все поступки и реакции на них. Человек рефлексирует в любом возрасте, но наибольшую значимость этот процесс представляет в детстве.
Развитие рефлексии у детей
Начальный этап формирования рефлексии приходится на ранний возраст — 3 года. В этот период ребенок определяет себя в качестве самостоятельного субъекта, а значит выстраивает границы. Такой возраст не позволяет проводить самоанализ и самокритику, а значит все воспринимается на одном уровне — “можно” и “нельзя”.
Когда начинается учебная деятельность, человек переходит на второй этап рефлексии. Длится он до 10 лет и характеризуется образовательной активностью. Отмечаются первые элементы анализа собственных поступков.
В подростковом возрасте, в 11 – 15 лет, протекает третий этап. Человек в это время способен рефлексировать активно и ярко, пытаясь найти достоинства и недостатки. Могут проявляться переживания из-за недовольства внешним видом.
Если личность формируется правильно, четвертый этап наступает уже в возрасте 16 – 20 лет. Человек в полной мере проявляет способность к рефлексии и может управлять процессом. Этот этап полезен и тем, что можно определить взаимосвязь действий человека. Оценка этапов развития позволяет определить — как человек рефлексирует и что он выносит из этого процесса.
Возрастные этапы развития рефлексии
Изучение данной структуры позволяет понять, что рефлексирующий человек — субъект, который трезво оценивает события и поступки в жизни. Развитие процесса можно поделить на несколько групп:
- От 3 лет и более — проявление самостоятельности, формирование границ, желание делать что-то отдельно от родителя.
- 6 – 10 лет. Развитие социальной рефлексии, определение норм в обществе.
- 11 – 15 лет. Тонкая граница с самокритикой. Попытки посмотреть на себя глазами другого человека.
- 20 лет. Окончательное формирование рефлексии, понимание собственной ценности и цели в жизни.
Как развить рефлексию у взрослых
Склонность к рефлексии есть с рождения у каждого человека. Не совпадает только степень рефлексии и ее глубина. Развить эту особенность можно и в старшем возрасте. Для этого следует сделать рефлексию частью каждого дня.
Как развить в себе рефлексию
Взрослый человек проще обучается основам психологии, так как уже имеет набор представлений о хорошем и плохом в жизни. Чтобы развить в себе рефлексию, следует придерживаться ряда правил:
- анализ чувств, переживаний, которые отмечаются каждый день;
- оценка ситуации со стороны;
- анализ поступков, формирование их причин и целей;
- переосмысление жизни на каждом этапе;
- развитие разносторонних взглядов;
- ведение дневника.
Уровни саморефлексии
Самой значимой в жизни человека считается личностная рефлексия, которая позволяет оценивать себя. Склонность к ней имеет каждый, но в разной степени. По данному критерию выделяются 2 уровня:
- Низкий. Внимание сосредоточено на вопросах быта — приготовление еды, покупка одежды и т.д.
- Высокий. Каждая проблема представляет значимость и требует четкого анализа.
В обоих случаях человек не способен сделать правильный выбор, поэтому требуется баланс уровней.
Правильные вопросы для рефлексии
Если вникнуть в принцип самоанализа, можно понять весь его процесс. Рефлексирование — это не “самокопание”. Даже при длительном анализе человек не должен загонять себя в тупик и формировать негативное мышление. Для этого важно опираться на правильные вопросы:
- Что случилось?
- Что я чувствую из-за этого?
- Есть ли положительные факторы у происходящего?
- Что могло пойти не так?
- Почему я чувствую себя расстроенным?
- Была ли возможность поступить иначе?
- Что можно сделать сейчас или потом, чтобы это не повторилось?
Две стороны рефлексии
Данный процесс всегда сопровождается комплексом переживаний. Развитие рефлексии позволяет сгладить остроту и прийти к более спокойному размышлению. По этому признаку можно выделить 2 стороны анализа:
- Когнитивный. Осознание процесса и явления внутри себя, соотнесение его с нормами в обществе.
- Эмоциональный. Переживание отношения к себе и своим поступкам.
Ошибки, которых стоит избегать
Сам процесс самоанализа неразрывно связан с ростом личности и формированием перспектив. Однако не всегда этот процесс приносит пользу. К примеру, среди студентов большая часть рефлексирующих людей не отличается высоким уровнем психологического благополучия. Причина такого явления заключается не в самом процессе, а в неумении управлять рефлексией.
Рассмотреть ошибку можно на простом примере — Василий часто опаздывает на работу и пытается понять, что с ним не так. Если признать собственное неумение управлять временем, можно уйти в депрессию и потерять собственные приоритеты. Нельзя делать вывод о собственной некомпетентности по причине генетики — опаздывал дедушка, опаздывал папа и опаздываю я. Эффективная рефлексия должна быть направлена в сторону поиска реальных причин и решения проблем.
Как рефлексировать правильно
Постановка вопроса — основное правило процесса. Чтобы рефлексировать эффективно, следует соблюдать ряд правил. Если человек не способен поставить вопрос правильно, начнется процесс “самокопания”. Постепенно он переходит в признание собственных недостатков, которых может не существовать в действительности.
Рекомендации по развитию рефлексии
- Проводить анализ нестандартных ситуаций. На начальном этапе это может занимать больше времени, но со временем навык будет отрабатываться.
- Каждый вечер проводить оценку событий, которые произошли днем. Важно вспоминать собственные эмоции и чувства.
- Использовать объективность в размышлениях.
- Анализировать собственное отношение к другим людям. Если из-за знакомства с новым человеком возникает тревога, стоит понять, что вызвало ее.
- Смотреть на ситуацию с разных сторон. Нужно замечать не только минусы, но и плюсы собственного состояния.
- Не отказываться от общения с людьми, которые имеют другую точку зрения. Рефлексия деятельности основана на рассмотрении разных позиций.
Комментарий эксперта
Индивидуальная и групповая психотерапия основана на использовании рефлексии. Психолог задает клиенту вопросы — “Что Вы чувствовали”, “Какие эмоции Вас посещали”, “Что Вы чувствуете, когда слышите о себе такие слова?”. Подобные вопросы помогают отключить внимание человека и позволяют ему уйти в собственные мысли.
Рефлексировать можно и без помощи специалиста. Лучшим инструментом в таком случае является дневник эмоций. В него можно записывать собственные переживания — положительные и негативные.
Второй метод — формирование вопросов по результатам решения задач. Они могут быть представлены в разных формах — “Что полезного я вынес из этого опыта?”, “ С чем было сложнее всего справляться?”, “ Как это повлияло на мои действия в дальнейшем?”.
Важно прислушаться к себе и понять, какой из методов рефлексии работает наиболее эффективно.